Почему машины никогда не восстанут, а «Искусственный Интеллект» — примитивная маркетинговая манипуляция
оформлена подписка.
Все программисты Google, помноженные на всех индусских кодеров, могут до морковкиного заговенья наворачивать сложность алгоритмов, давая оным любые красиво-завиральные названия, намекающие на способность мыслить.
И все равно ни на йоту не приблизятся к сознанию человека.
«Если на клетке слона написано буйвол, не верь глазам своим.»
Козьма Прутков
Уподобившись Эйнштейну, исполним простой мысленный эксперимент, доступный и ребенку.
Возьмем часы. Банальные настольные механические часы-будильник.
Есть ли у них «интеллект»?
В силу мутности (как мы увидим ниже — неслучайной) термина «ИИ», уточним вопрос: есть ли у часов сознание (consciousness).
?
Хорошо, представим часы намного сложнее — со звоном, турбийоном, вечным календарем и фазами Луны.
И танцующими фигурками.
Это исключительно сложный механизм, близкий к вершине часового искусства.
Вопрос: насколько ближе стали эти часы к обретению сознания, нежели наш первоначальный будильник?
Ответ очевиден.
Количество деталей (шестеренок, пружинок, балансиров и прочей механической мелкоты) в наших вторых часах будет порядка нескольких тысяч.
Теперь представим себе мозговзрывающе навороченные часы с количеством деталей в сто миллиардов (это как каждому китайцу соответствует своя деталь, и таких Китаев сто штук; или как 12 раз по населению всей планеты).
Для интереса — размером такой мегабудильник будет с 17-этажный дом.
Какова вероятность, что сей монстрообразный механизм сможет оценить трагизм фигуры Гамлета?
Увы и ах.
Меж тем наши фантастические супер-часы приблизились по порядку сложности к человеческому мозгу.
Продолжим далее. Пусть наши часы станут размером с Эмпайр Стейт Билдинг. С Луну... с Солнечную систему...
Где же Гамлет?
Ау!..
Скажете, что, мол, вы тут нам про бабушкин будильник, ведь «сильный» Искусственный Интеллект будет работать на суперкрутых суперкомпьютерах?
Увы и ах.
Математический факт: любой сколь угодно сложный алгоритм может быть сведен к совокупности простых алгоритмов, исполняемых т.н. «машиной Тьюринга».
С точки зрения математики ни часы, ни суперкомпьютер (любой немыслимой скоросчетности), принципиально между собой не отличаются — это, упрощенно говоря, частные случаи машины Тьюринга.
Проще говоря — алгоритмические устройства.
Сложность исполняемых алгоритмов может при этом отличаться как треньканье бабушкиного будильника от теории относительности, но это не имеет значения: опять-таки, поскольку любой сложный алгоритм раскладывается в совокупность простейших.
Не существует принципиальных ограничений повторить функциональность любого хитрого суперкомпьютера простым (хотя и большим) набором механических элементов.
Да-да, компьютеры бывают не только электронные. И даже не только цифровые!
Просто на текущий момент цифровые электронные компьютеры экономически самые выгодные.
А теперь — внимание: следите за руками.
Если бы сторонники «сильного» ИИ рассказывали широкой аудитории, что вот мы к настольному будильнику прикрутим еще пару-тройку квинтиллионов шестеренок, то, наконец, получим механического Шекспира…
Что бы сказала широкая аудитория? Вероятно, усомнилась бы.
Но когда речь идет ровно о том же, но на песочной основе («песок» звучит невдохновительно, лучше «кремний», а еще лучше — «силикон»), то массы внемлют вполне благосклонно: часы всем понятны и близки, а что там в микросхемах происходит, черт его знает.
Неведение рождает пиетет.
Однако с точки зрения математики оба варианта (что бабушкин будильник, что ваш iPhone) — заведомо нерабочие.
Согласно работам Роджера Пенроуза, знаменитая теорема Гёделя «о неполноте» приводит к невозможности реализации абстрактного мышления алгоритмическими средствами.
Все программисты Google, возведенные в одноименную степень, могут скончания веков наращивать сложность алгоритмов (а маркетологи — изобретать для них все более впечатляющие названия, выйдут из моды «нейросети», появится новый маркетинговый мем), — и все равно ни на йоту не приблизятся к сознанию человека.
А деньги, в изобретение этого варианта вечного двигателя инвестированные… «Вы уже, вы понимаете».
P.S. С другой стороны, для ныне успешных реципиентов этих инвестиций практическая невозможность создания «сильного» ИИ проблемой вовсе не является.