Проект VS Процесс. Трансформация «стартап —> бизнес» с точки зрения кибернетики
оформлена подписка.
Почему они управляются противоположно внутри одного и того же бизнеса. Как управлять процессом и проектом, и как предпочесть одно другому.
Модель операционного уровня предприятия IEM Enterprise. Трансформация «стартап —> бизнес» с точки зрения кибернетики.
1. Проект и Процесс противоположны по свойствам.
Проект — озарение, вдохновение, вспышка, аврал, выплеск энергии физической и духовных сил, мобилизация.
Процесс — часовой механизм.
Проект ограничен по времени, процесс (при наличии ресурсов) повторяется вечно.
Природа проекта предполагает высокую неопределенность, любой проект изнутри хаотичен.
Процесс — жестко структурирован (стандартизирован).
Проект — создание ядерной бомбы. Процесс — их массовое производство для постановки на вооружение.
2. Математически, отношение между Проектом и Процессом формулируется как: Проект = дельта Процесса.
Словами, Проект — суть конечный набор изменений в Процессе (группе процессов) потребителя Проекта.
При этом, то, что является Проектом с точки зрения потребителя, с точки зрения поставщика (-ов) является конечным этапом Процесса последнего (процессов группы поставщиков Проекта)
Упрощенно говоря, Проект потребителя является Процессом поставщика.
Пример: строительство дома с последующим получением апартаментов в собственность является Проектом для будущего владельца квартиры — и Процессом для поставщиков строительства (включая строительную компанию-генподрядчика).
Какие же Процессы потребителя (покупателя) изменятся в результате реализации Проекта?
Например, денежные потоки домохозяйства —> процессы снабжения семьи (добавляется платеж за ипотеку, сокращается бюджет на остальное).
Транспортные процессы — на работу, с работы, в магазин, детский сад, школу, etc (адрес-то новый).
Изменений (дельт в каждом отдельном процессе квартировладельца) много, но их набор конечен.
А строительная компания перевезет технику на следующий участок (тоже этап процесса строительства) и продолжит возводить типовые коробки
Отсюда же, проистекает тот (удивительный на самом деле) эмпирический факт, что на стыке поставщика и потребителя эффективность бизнес-процессов первого в среднем выше.
Ровно потому, что среди пула покупателей всегда есть какая то доля, для которых эта закупка разовая (проект).
В случае, же если интеракция между поставщиком и потребителем является процессом для них обоих (сеть гипермаркетов — дистрибьютор молока), уровень операционного совершенства в точке сопряжения почти всегда сопоставим.
3. Процессы управляются в парадигме IEM Enterprise
Более того, с точки зрения кибернетики IEM, «Предприятие» как таковое является группой (узлом) процессов, объединенных общим центром принятия решений.
При этом основные бизнес-процессы Предприятия, на которых создается стоимость для потребителей, являются участками глобальных цепочек создания стоимости (global value chains).
С высоты птичьего полета, внутри многомерной структуры глобальных value chains каждое Предприятие есть узел колоссальной паутины экономических отношений человечества.
А сидящий в нем CEO-паук, в свою очередь, (если он компетентен) на операционном уровне обеспечивает максимально гладкий транзит общественных ресурсов через контролируемые в периметре узла-Предприятия фрагменты value chains.
Ни больше, ни меньше.
NB: на операционном уровне. Про уровень стратегического маркетинга речь отдельная.
См. также.
Приближение реального предприятия к кибернетическому идеалу IEM Enterprise математически гарантирует наивысшую достижимую операционную прибыль* в заданных рыночных условиях.
И наоборот.
(*) В средне- и долгосрочном периоде.
В моменте традиционные административные мероприятия могут дать лучший результат — с гарантированным системным эффектом обратного характера.
4. Проект управляется в ERP парадигме.
Точнее, планированием ресурсов.
Правильнее — PRP, project resource planning.
Enterprise, предприятие в целом, может эффективно управляться только в парадигме IEM, либо комплексом практик, к ней приближенным.
А еще точнее — по ситуации (научно — «ad hoc»). В екселе, на бумажке, по интуиции.
Проект-то, как мы помним, по своей природе хаотичен. А для хаоса нет и не может быть универсально-эффективных методологий.
Кто-то «предлагает»? На заборе тоже «предлагают». Сухой воды не бывает, дорогие товарищи, не тратьте жизнь и нервы на антинаучную ерунду.
С учетом уникальности каждого проекта (для данного предприятия), все равно тем и кончится.
5. Колоссальные «системы управления проектами», с нашей точки зрения, глубоко избыточны.
С одной стороны — они нерабочие со старта, ровно потому, что проект хаотичен.
Т.е. приведение некой монстрообразной «системы управления проектами» в состояние, адекватное нашему конкретному проекту, скорее всего будет дольше реализации последнего «на коленке».
С другой стороны, они (мегасистемы) просто не нужны. Сколь угодно сложный и масштабный проект декомпозируется на крупные клетки, которые должны исполнять адекватные поставщики.
Если таковые качественно работающие поставщики есть — мегасистема «управления проектом» ни к чему. Достаточно старой доброй диаграммы Ганта.
А если поставщики проекта — дрянь конторки, то оная мегасистема ничего и не поможет.
Если Вася забухал и кирпичи не привез, то сами понимаете: автоматические напоминалки по SMS положение вряд ли выправят.
6. Из вышесказанного можно предположить, что, хотя классические ERP-системы фундаментально не подходят для управления Предприятием, они теоретически могут быть полезны для управления проектами.
Так?
Нет.
У любого человека с опытом внедрения и/или эксплуатации ERP-систем мысль использовать, например, SAP для управления проектом строительства собственного дома (пусть это даже будет личный небоскреб на миллиард долларов), вызовет гомерический хохот.
ERP-системы не могут управлять проектами (как и чем либо другим в наблюдаемой Вселенной) ровно потому, что они не являются управляющими.
Это системы планирования ресурсов. Они были спроектированы так, и развиваются (обойдемся без оценок) в этом направлении скоро полвека.
А как было показано выше, наилучшей системой планирования ресурсов проекта является сочетание удобной диаграммы Ганта и качественных поставщиков.
В последнее время, следуя рыночному запросу, отдельные вендоры ERP пытаются РЕпозиционировать свои системы как управляющие.
Это, безусловно, маркетинговый треп в пределах криминально-допустимой ловкости рук.
С точки же зрения термина «управление» в научной кибернетике «управляющие ERP-системы» — ложь, и обман потребителей.
7. А откуда появляется Предприятие? Которое суть клубок процессов.
Из Проекта.
Имя которому — «стартап».
Каждый стартап (Проект — «куколка») на определенном этапе должен превратиться в бизнес (Процесс — «бабочка»).
Это крайне опасный момент, дорогие товарищи.
Если слишком рано (крайне редко, но бывает) — куколка перестает развиваться под тяжелым скелетом процессной организации. И погибает, не достигнув расцвета.
Если слишком поздно — хаотическая группа товарищей с идеями так и не осиливает выпустить на рынок промышленный продукт в серийном количестве с необходимым уровнем качества.
Воспользовавшись задержкой, подтягиваются процессно-организованные конкуренты, и занимают рынок.
Хаотическая же группа товарищей остается свариться друг с другом, кто же «все проср#л».
8. СЕО бизнеса с амбициями обречен иметь дело как с Проектами, так и с Процессами.
Выше мы показали, как отделить одно от другого.
А теперь — главное: (всегда ограниченные) волевые и интеллектуальные ресурсы СЕО должны тратиться на Проекты.
Целью которых является такое изменение Процессов, чтобы последние работали автоматически.
Первым таким Проектом, если он еще не реализован в вашем бизнесе, должно быть введение сквозной по компании системы материальной мотивации персонала в парадигме IEM.
Сие есть абсолютно необходимый фундамент будущих достижений операционного уровня.
СЕО, глубоко вовлеченный в исполнение бизнес-процессов на операционном уровне («контролировать платежи», например) — гарантия консервации отсталости сегодня, и ухода с рынка в стратегической перспективе.
Попытка наконтролировать три копейки с потерей заработка на миллиард.
ИЧСХ, чем глубже генеральный директор погружен в операционную деятельность компании, тем хуже она работает.
Золотые гвозди мало что дорогие, они еще куда хуже стальных.
Ergo, дорогие генеральные CEO-товарищи: занимайтесь Проектами, чтобы не заниматься Процессами.
«Сим победиши».
P.S. Но не забывайте — сии благотворные Проекты, равно как и операционный уровень бизнеса в целом, лишь половина труда настоящего IEM-лидера бизнеса.
Вторая половина — стратегический маркетинг.
Маркетинговая стратегия определяет потенциально доступный объем сбыта.
Качество реализации операционного уровня определяет % его достижения.
Отсюда:
- Предприятие с плохой маркетинговой стратегией обречено на банкротство вне зависимости от уровня операционного совершенства (произвести можем до хрена, но никому наш продукт не нужен, каких бы успехов в снижении себестоимости мы ни добились)
- Предприятие с хорошей маркетинговой стратегией, но бардаком на операционном уровне, сможет реализовать лишь незначительную часть потенциально доступной прибыли.
А уже применительно к ситуации в данном бизнесе («ad hoc») компетентный СЕО определяет приоритетную точку приложения усилий.