Matrix юбер аллес. Реальность кибернетики против мифологии MBA
оформлена подписка.
1. Бытовое представление об управлении бизнесом пирамидой корпоративных бюрократов во главе с гендиректором — не имеет связи ни со здравым смыслом, ни с реальностью.
Детально мы это разобрали в первой части — «Управление компанией на самом деле. Мифология MBA против реальности кибернетики».
2. Тем не менее, это не значит, что гендиректор не влияет вовсе.
Совершенно наоборот: роль CEO в рамках IEM Paradigm — стержневая.
При условии конструктивного приложения усилий.
Потому что толковый СЕО должен управлять не людьми, и уж тем более — не компанией.
3. Главный и основной (а в контексте практического применения — почти единственный) кибернетический закон управления, это закон необходимого разнообразия.
Он же закон Эшби.
Известный человечеству (но не старательно игнорирующим его MBA-теоретикам) уже скоро 70 лет, в научпоп-формулировке звучит как «управляющая система должна быть сложнее управляемой».
Очень ведь просто, не правда ли?
Законы природы, они, в отличие одноименных филькиных грамот госчиновников, — простые и логичные.
Насчет же гарантированно равного правоприменения и вовсе не извольте беспокоиться.
Попробуйте басманным «решением» отменить, хе-хе, закон всемирного тяготения.
Применяемый последовательно, закон Эшби приводит ко множеству удивительных (и даже, в некотором роде, — скандальных) выводов.
Перевернем формулировку: управляемая система должна быть проще управляющей.
Таким образом, кибернетика не возбраняет гендиректору управлять всем, что проще него.
Чем же?
Скажем прямо: вещами неодушевленными.
4. Именно поэтому, господа, IEM Paradigm первым делом предписывает гендиректору ввод единой сквозной по компании системы материальной мотивации IEM.
Там, если математически, речь идет о построении матрицы (таблицы) коэффициентов.
В сущности, набора правил (формул), в соответствии с которыми распределяется денежный поток компании.
При продажах Х менеджер Вася получит f(X), при таких то объемах складской перевалки Y кладовщик Витя получит f(Y), и так далее.
Кто сколько получит в каких условиях — известно заранее.
Ноль простора для самодурства и волюнтаризма!
А всем (включенным в периметр схемы) сотрудникам предельно ясно — что нужно делать, чтобы увеличить доход.
А воистину вдохновляющие практические результаты (системно неизбежные!) — весьма удовлетворяют СЕО-применителей.
Не в последнюю очередь — великой простотой и тотальной бесплатностью.
5. Счастливо внедрив систему материальной мотивации в парадигме IEM, мы все равно не управляем людьми непосредственно (мы то ведь — в толковые СЕО метим!).
Люди управляют себя сами.
Если менеджер Вася понимает, что возможность заработать значительно (!) больше при приложении усилий к повышению продаж реальна (!), то он эти усилия, весьма вероятно (!), приложит.
Собственным (!) персональным решением натурального (!) интеллекта.
И душеспасительные проповеди в духе «давайте работать лучше за те же деньги» — избыточны как рыбе зонтик.
6. Оговорки п. 5 — «значительно больше», «возможность реальна», «весьма вероятно» — существенны.
И если первые две описывают технические требования к качеству проработки мотивационных формул, то «весьма вероятно» обозначает границы применимости.
Как уже говорилось в первой части, даже если исполнять операцию Х — в абсолютно рациональных интересах менеджера Васи, это вовсе не гарантирует, что наш Вася будет исполнять операцию Х в реальности.
По разным причинам.
От того, что (данный конкретный) Вася — не на своем месте (на увольнение), до — «просто провтыкал».
Как было еще античным CEO ведомо, — errare humanum est.
То есть, — ошибки в природе homo sapiens.
Гарантировано другое: что масса однотипных вась (допустим, сотрудники отдела продаж на единой мотивационной формуле) в среднем будет работать на рост показателей, зашитых в мотивационной IEM-формуле.
Ну а нам того и надо!
И обратите внимание на то, что система — самоподдерживающаяся.
Если наш отдельный Вася — ленивый дармоед, зря просиживающий штаны, то, получая неприемлемо низкий доход, посчитанный бездушной формулой, он просто уволится.
А те, кто работает эффективно — заработают еще лучше (с лояльностью понятно).
Выходит этакое сито, пропускающее через себя пустой песок, и задерживающее ценные камешки.
Качество персонала с течением времени растет автоматически, а текучка так же монотонно сокращается.
7. Если честно, то ничем другим, кроме мотивационных формул персонала, гендиректор (объективно) управлять и не может.
То есть, если не рассматривать вариантов Имитации Бурной Деятельности по образцу Гуглов и Фейсбуков, а чтоб на пользу акционерам.
Говоря строже: из того, чем (теоретически) стоило бы управлять в организации, гендиректор может управлять только матрицей расчета коэффициентов.
И ничем более.
Ergo, Матрица превыше всего, дорогие товарищи. Остальное — слова.
Нематериальные всякого рода словесные воодушевления, воззвания и воцерковления, они к сфере научного управления (= кибернетики) отношения не имеют вовсе.
Это не значит, что они вообще не работают.
Просто соответствующие приемы изучаются в рамках теории меметического маркетинга.
Детально ранее в «Меметика vs Кибернетика. Где граница, и прибыль для бизнеса».
8. Все вышесказанное справедливо для произвольной социальной организации.
Любой сферы деятельности, структуры собственности, юрисдикции, климата, веры и исторической эпохи.
Вавилонские храмы времен Хаммурапи, грандиозная хозяйственная структура тамплиеров, General Motors — все они управляются (или не) одинаково.
Ранее в «Счастливый бизнес по Толстому».
Главное — как делятся деньги. Остальное — меметическая обертка.
Способные администраторы понимают это инстинктивно.
Взять вот Владимира Владимировича (как ни относись к современному политическому режиму РФ, а автократ ВВП способный — 20 лет наверху при наличии массы желающих!).
Все говорят, мол, «силовики — опора режима» и прочее.
А Владимир Владимирович доподлинно знает, что всему и опора, и голова — деньги.
И что любое количество «штыков» ничего не стоит, если нет денег на их содержание.
А теперь вспомним, сколько за время правления сменилось разнофуражных чучел у «силовиков» (плюс реформ\перереформ самих «структур»), а сколько — министров финансов, глав ЦБ, ВТБ и Сбербанка.
9. «Менеджмент не был на праздник похож, пока не появился…»
Воодушевляющие слайды хайтек-кибернетики, господа.
Появление работоспособной IEM System меняет примерно все — первая фундаментальная новация в менеджменте после изобретения бухгалтерского учета в средневековой Италии.
Периметр управления скачкообразно расширяется: с примитивной таблицы коэффициентов — до всего операционного уровня предприятия.
«Как ей это удалось?..»
А также — какие межгалактические театры дополнительных прибылей и операционной управляемости сможет бороздить предприятие под управлением IEM System —
... см. «Предъявляем наши доказательства, или Секреты эффективности IEM».