Предъявляем наши доказательства, или Секреты эффективности IEM

 
Статьи
Предъявляем наши доказательства, или Секреты эффективности IEM

Чем IEM System фундаментально отличается от привычного коктейля ERP/CRM/WMS/MES... и т.д. -систем?

Почему именно парадигма IEM System дает решение всех проблем и задач, над которыми много десятков лет тщетно бьются ERP-вендоры и разработчики «Искусственного Интеллекта»?

1. Ранее мы заявили, что IEM System — первая в истории система, созданная человеком, достигшая уровня сложности социальной организации (восьмой, предпоследний по шкале Боулдинга).

И, одновременно, — предел сложности (complexity), теоретически могущий быть достигнутый плодом сознательного творчества homo sapiens.

Это, безусловно, весьма амбициозные утверждения.

Посему дополнительно подкрепляем и разворачиваем.
 

2. Итак, в чем же секрет?

Чем же IEM System принципиально отличается от классической смеси ERP/CRM/WMS/MES.... и т.д. систем?

Почему именно парадигма IEM System заключает в себе решение всех проблем и задач, над которыми много десятков лет — тщетно! — бьются — как древние ERP-вендоры, так и модные разработчики «нейросетей» и прочих «Искусственных Интеллектов»?

NB: «всех проблем и задач» — всех, актуальных практически (!) в сфере управления организациями.

Ибо осмыслено далеко не все, попадающее на страницы в поп-СМИ.

От надежной безопасности данных до настоящего omni channel, от замены людей на операционном уровне бизнес-процессов до генерации потока достоверных данных, (впервые в истории enterprise systems — реально!) пригодных для результативной обработки Big Data в режиме реального времени.

Как компьютерная программа — притом не претендующая на обладание мифологическим «Искусственным Интеллектом» — может обеспечить уровень сложности, превосходящий сложность Натурального (человеческого) Интеллекта?

Человек по Боулдингу — 7, а тут, еще раз, 8?

На самом деле, — все очень просто.

Размотаем последовательно.
 

3. Типовая ERP-система — некая вещь в себе, живущая отдельно от реального бизнеса.

Специально обученные люди «вводят информацию», а многомиллионодолларовая гипер-система делает нечто выдающееся, убедительно оправдывающее ее не менее выдающуюся стоимость.

По крайней мере, по версии вендоров.

Таким образом, реальная ERP-система — аналог настольного калькулятора, но со много более сложной логикой вычислений, и миллионнократно дороже.

При этом практически исполняющиеся бизнес-процессы предприятия с «внедренной» ERP-системой пересекаются крайне мало, если вообще хоть сколько-нибудь.
 

4. Калькулятор умножает и делит большие числа, с которыми мы не можем справиться «в уме».

Но — ЧТО делает ERP-система?

?..

Что она может насчитать столь ценного, что оправдывало бы многомиллионные затраты?

Мы утверждаем, что ничего полезного в принципе.

Да, на основе введенных специальными человеками цифр (по заранее заданным алгоритмам) она может посчитать другие цифры.

Но — зачем? Что с этими цифрами делать? Как и кому их использовать?
 

5. Ответ в том, что ERP — enterprise resource planning.

Планирование ресурсов предприятия. Акцент на первом слове.

На основе введенных цифр ERP может выдать план (продаж, закупок, бюджет затрат — все это на самом деле планы).

Проблема в том, что управление планом — не работает.

Ни в Советском Союзе, ни в булочной.

Кибернетически — это чистая глупость, некритически унаследованная туфтология MBA/ERP.

Запланирует, допустим, ERP-система сетевого ритейлера бытовой техники объем продаж стиральных машин в 1000 штук на следующий квартал.

И? Покупать-то их будут сторонние физические лица. Которых планы этой супер-ERP не интересуют от слова совсем. 

И покупать сии независимые «физики» стиральные машины в данном магазине будут только в том случае, если закупщики обеспечат физическое наличие популярных моделей.

По адекватным ценам.

Может ли как то им в этом помочь именитый ERP-калькулятор, даже если за него заплачено 50 млн долл?

Вопрос риторический.

В итоге ERP-система годится лишь на то, чтобы выдать некий внушающий массив цифр — заведомо бесполезных для Вашего бизнеса.

И это, господа, мы еще не берем в расчет, что вводятся в ERP, как правило, кривые данные, пресловутый «мусор на входе».
 

6. Фундаментальное отличие IEM System от ERP — бизнес в IEM-системе работает.

Не на Excel, не на бумажках и не на кузькиной матери, — а все сотрудники компании вводят информацию, и получают ее из IEM-системы (и только из нее!) — в режиме реального времени.

Нет специально обученных людей, которые постфактум, отдельно от работающей компании «вводят информацию» в IEM.

Информация попадает в IEM-систему в режиме реального времени прямым вводом конечными пользователями (продавцами, закупщиками, кладовщиками, кассирами, экспедиторами…), и самообслуживанием внешних контрагентов — покупателей и поставщиков на web-площадках.

Именно поэтому IEM System является управляющей (managing) по отношению к предприятию: если кассир не «провел» в IEM-системе внесенные деньги, то соответствующий заказ она просто не покажет кладовщику. Который, в свою очередь, его не сможет набрать и отдать.

Кто сталкивался с TPS, узнает дзидоку.

Отсюда понятно, почему необходимы единое информационное поле и транзакции в реальном времени (с соответствующими требования к производительности): если кассир и кладовщик, подобно «АРМ-ам» ERP, работают в разных программах («модулях» — финансовом и WMS), то процесс ломается.

Цепочка создания стоимости рвется, и мы проваливаемся в прошлое — вот к тем самым бумажкам, Экселю и многострадальной матери Кузьмы.

Или, другими словами, — к объективной реальности ERP-парадигмы.

Мы же обещали выше, что все просто?
 

7. Добавим требование «централизованное хранение данных» к рассмотренным выше «единство информационного поля» и «транзакции в реальном времени».

Что получается?

Идеальный omni channel — автоматически.

В IEM-архитектуре нет никаких проблем организовать трансляцию произвольной витрины данных через произвольный же канал доставки информации — от внутренних отчетов системы до веб-приложения, во внешние ИТ-системы или в email-рассылку.

И так же понятно, почему в ERP-парадигме omni channel в общем случае недостижим.

Оттуда же — высочайшая безопасность данных, и 100% готовность к пресловутому GDPR.

Оттуда же — поток достоверных (!) данных в режиме реального времени для анализа средствами Big Data.

И наоборот, ясно, почему для ERP никакой бигдаты быть не может в принципе — как минимум потому, что данные в отдельных «модулях» противоречат друг другу.

Все тот же «мусор на входе».

8. Про сложность уровня социальной организации.

Это еще проще.

Управляемое предприятие (частный случай социальной организации) является компонентом функционирующей IEM System.

Активная инсталляция IEM System = Предприятие (как социальная организация, уровень 8 по Боулдингу) + программные компоненты IEM System (уровень 4).

Сотрудники, носители натурального интеллекта, работающие в IEM-системе, являются ее социальными процессорами, и дополняют итоговую сложность IEM.

А программные компоненты IEM, в свою очередь, организуют эфир, универсальную цифровую шину для передачи между сотрудниками стандартизированных управляющих сигналов (в правильно внедренной системе — приходящих от потребителей, см. «управление рынком» IEM Enterprise).

Совокупность софтверных компонент ERP на шкале сложности Боулдинга относится к уровню 2 (в отдельных случаях и/или фрагментах бизнес-процессов, покрываемых развитым функционалом крупных модулей — 3); софт IEM System — 4.

Однако ERP-система этими софтверными компонентами и исчерпывается, а IEM-софт, соединяющий всех сотрудников сетью стандартизированных взаимодействий со скоростью света, — также лишь один из компонентов управляющей IEM System.

Вторым ее компонентом, как уже было сказано выше, является управляемое предприятие, автоматически привносящее на правах частного случая социальной организации в полную IEM Систему восьмой уровень сложности.

Подробнее — «Кибернетика mutual mapping».

Выше — последний, девятый уровень сложности: трансцендентные, самоорганизующиеся системы (см. Солярис и Cyberspace).
 

9. Посмотрим шире.

С точки зрения рационального/честного CEO/собственника предприятия, IEM System, при всех своих преимуществах, является все-таки средством, а не целью.

Цель же — кибернетический идеал IEM Enterprise: теоретический предел прибыли, достижимый в заданных рыночных условиях.

Идеал в асимптотическом смысле: его достижение невозможно, но возможно бесконечное приближение к нему; при этом каждое приближение гарантирует прирост прибыльности.

Возможно ли приближение к IEM Enterprise без IEM System?

Безусловно.

Ford Motor времен Джеймса Казенса, или Тойота времен Тойоды, или венецианский Арсенал 800-летней давности — примеры весьма близких приближений IEM Enterprise.

Компьютеров же тогда не было вовсе.

Письменные сообщения можно передавать голубиной почтой, SMS, или курьерами на глиняных табличках.

IEM System для управления бизнес-процессами — аналог телеграфа, телефона и Интернета одновременно.
 

10. Однако IEM System — не просто сеть стандартизированных взаимодействий, соединяющих сотрудников со скоростью света.

Линейных сотрудников она может заменять.

Абсолютно весь формализуемый функционал, ныне исполняемый людьми, может исполняться без участия людей Роевым Интеллектом IEM.

Иными словами, IEM System — платформа превращения предприятия в безлюдное на операционном уровне бизнес-процессов.

По-простому: возьмем оптового продавца, работающего с реселлерами из розницы.

Типовой процесс продажи: менеджер по продажам выписал накладную, финансовый контролер проверил долг, и разрешил (или нет) отгрузку.

В IEM: заказчик выписывает накладную самостоятельно (на b2b-площадке), а разрешает отгрузку простейший робот (грефовск. «Искусственный Интеллект»).

Робот может быть и не сильно простым: он может разбирать категории заказчиков, уметь работать с кредитными лимитами, и даже скоринговыми моделями, рассчитывая риск невозврата.

Делая все это безусловно надежнее человекообразного «финика», и бесплатно.

Для IEM-систем крупных компаний таких роботов могут быть тысячи и десятки тысяч, причем сложность и развитость логики каждого из них не имеет теоретических ограничений.

Многоуровневые взаимодействия-пересечения множества этих независимых роботов (см. в Википедии «мультиагентная система»), и остающихся человекообразных сотрудников, продолжающих работать в системе, и формируют IEM Swarm Intelligence — эмерджентный феномен «Роевого Интеллекта».

Чем более развита логика программных роботов IEM, тем более интегральные реакции полной IEM System напоминают поведение разумного мета-субъекта.
 

11. Всем известно — чем крупнее бизнес, тем менее эффективно он работает.

Этакий трюизм, не обсуждаемый в силу самоочевидности.

Однако-с!

С глобальными рынками ситуация в точности обратная: чем крупнее рынок, чем больше в нем участников и товаров, тем он эффективней.

Тогда почему в корпорациях ситуация обратная?

Cей вопрос поставит в тупик любого MBA-профессора.

А вы — «уже понимаете»: крупные корпорации почти поголовно структурируются в заведомо нефункциональной ERP-парадигме.

Иерархическая пирамида бюрократии по мере размножения корпоративных паразитов сжирает все больше ресурсов, и генерирует все больше административного инфохаоса, зашумляющего каналы доставки ценной рыночной информации от потребителей («управление рынком» IEM Enterprise).

Рано или поздно, но распухающая бюрократическая пирамида задушивает живой бизнес, которые еще некоторое время растет вопреки по инерции, — окончательно.

Теоретический финал процесса — завершенный бюрократический идиотизм, описанный в известных законах Паркинсона.
 

12. IEM Enterprise — первая в истории научная теория предприятия конкурентного рынка, — тотально отрицает вековые копролиты MBA-туфтологии.

Помните, как мудрому раввину предложили сформулировать Тору в одной фразе?

Так вот, IEM Enterprise — бизнес-буддизм.

Или, по вкусу, — даосский У-Вэй.

Делайте все то, за что готовы платить потребители, и ничего более. Максимум возможной прибыли гарантирован математикой.

Можно ли проще, господа?




Факультатив со звездочкой.

Мысленно выходя за пределы отдельно взятого предприятия, что мы увидим в воображении, опираясь на концепцию цепочек создания стоимости (value network)?

Эти цепочки не кончаются и не начинаются внутри нашего отдельного ООО «Ромашка».

Поднимаясь выше и выше, мы увидим колоссальную паутину экономических отношений — переплетения глобальных цепочек создания стоимости, где каждое отдельное предприятие (и наше ООО «Ромашка» в том числе) является их узлом.

Каждый узел одновременно является и поставщиком, и покупателем для других узлов.

Вообще, отношения «поставщик-покупатель» определяют направление движения товаров и денег по бесконечно переплетающимся value chains.

Кровь артериальная и венозная — в немыслимо сложной системе кровеносных сосудов (экономического кровообращения) глобальных рынков.

Кровь течет небыстро.

В крупных венах человека порядка 0,15 м/сек — полкилометра в час, в 10 раз медленне пешехода.

Но — по мере перевода все большего количества компаний под управление IEM-систем (а это — процесс экономически (энергетически) выгодный, то есть неизбежный) — наши узлы, вместо неспешно пропускающих сосудов, начинают связываться автоматическими реакциями IEM-систем в реальном времени.

Экономические сигналы между IEM-системами распространяются с той же скоростью, что и между внутренними агентами — со скоростью света.

Перед нами, господа, — начальная фаза самозарождения Интернета Предприятий (Cyberspace).

December 27, 2018