«Ключ — тело». Продолжение по вопросам читателей
оформлена подписка.
Волшебник маркетинга имеет дело с миром воображаемого, фундаментально анти-рационального, принципиально контр-логичного.
Миром, который куда ближе к сновидениям, нежели к физической реальности.
1. Ключ — это образ
Выражаясь поэтически, это платоновский «эйдос», живущий в Космосе нашего сознания.
Говоря практически, «ключ» — это то, как в нашем сознании отражается продаваемый объект.
Какими свойствами (атрибутами) располагает именно выдуманное отражение.
Поскольку свойства сознательного отражения с объективно-техническими свойствами продаваемого прототипа связаны не напрямую (зачастую — вообще никак), а в процессах принятия человеком решений (сознательных и бес-), по понятным причинам, участвуют исключительно вымышленные свойства интеллектуальной проекции.
Ключом, например, является образ безличного, сверхъестественного, невидимого, неощутимого, но притом абсолютно всемогущего «Бога».
Или — в сознании подростка из небогатой семьи — образ невероятно притягательного, — обладание коим сулит мгновенный взлет социального статуса и драматически новое качество существования, — кусочка пластмассы с подсвечивающимся экраном.
2. Образ ключа не тождественен его имени-ID
Активация ключа (вспышка образа в сознании человека) производится путем использования кодов — «имен»-ID образа в системе исчисления данного органа чувств.
Для слуха это обычное имя и есть — каббалистический тетраграмматон YHWH как имя-ID образа «Бог».
Или «айфон» для подростка из небогатой семьи.
Ключом может выступать запах — помните, «запах нового автомобиля»? Или дизайнерские запахи Rolls-Royce и BMW Individual.
Или эксклюзивный запах макдональдсовской картошки фри, стоимости разработки которого злые языки приписывают девять нулей.
Ну, про зрение и говорить излишне. На каждом первом рекламном плакате сплошные визуальные «имена»-вызовы ключей.
3. Что такое «тело»
С рабочим телом понимательных проблем куда меньше — фактически, это прописанный в подкорке идентификатор бенефициара мема-ключа.
Про рабочее тело стоит сказать другое.
4. «Миром правит случай» (Наполеон Бонапарт)
Подавляющее большинство высокоприбыльных связок «ключ-тело» сложились случайно, в процессе естественного отбора и случайных мутаций идей-мемов в головах индивидуумов на протяжении поколений.
Трогательные духоподъемные бизнес-байопики всегда сочинялись постфактум.
Как правило, подгоняя и факты, и интерпретации под заданный ответ (в основном, о гениальности, трудоспособности, честности, справедливости, лидерских качествах, etc выигравшего в лотерею %user name%).
Ну а %user name% и не имел оснований думать по-другому: чему же приписать еще выдающийся успех, кроме как не гениальности бизнес-лидера? Вовремя вытащившего нужный шарик из лототрона.
Искусство же маркетинга заключается в создании таких связок — сознательно, целенаправленно, систематически.
5. Поле битвы — Зазеркалье
По самому объекту воздействия — одновременно, и индивидуальному, и общественному сознанию, — ясно, что волшебник маркетинга имеет дело с миром воображаемого, фундаментально анти-рационального, принципиально (!) контр-логичного.
Миром, который куда ближе к сновидениям, нежели к физической реальности.
Миром, который своими одновременными примитивностью и нелогичностью способен довести до ступора рационально мыслящий разум.
Миром, где Пелевин, подобно Вергилию Данте, будет много более надежным проводником, нежели Филипп Котлер.
Как мы уже писали в первой части, борьба за замещение рабочего тела (замена бенефициара мема) в общем случае бессмысленна.
Куда более привлекательной альтернативой является создание (в видах последующей приватизации) мема собственного: ключа, или субключа, для создания нового рынка, либо выделения ниши на существующем соответственно.
Но — не единственной.
Переформулируем здесь более общо:
Не нужно пытаться заменить чужое рабочее тело своим в борьбе за уже используемый ключ.
Нужно найти свободный ключ.
Который вы можете как создать самостоятельно (Джобс), так и в полном смысле найти случайно — как (почти все) остальные.
6. Маркетинговое «Правило 34»
Монетизирован может быть любой живой мем.
Вызывающий симпатию и отвращение, ненависть и любовь, в общем не столь важен знак чувств, сколько их модуль. То бишь мощность генерируемых эмоций.
Знак чувства переворачивается в нужную сторону использованием модуляторов типа «Движение в поддержку...», либо «Борьбы против...».
Общественные организации с соответствующим названием монетизируют мемы, приватизируя ключи, возникшие в основном стихийно.
При этом, например, мем «глобального потепления» имеет множество объективных свойств сознательно конструируемого в целях последующей эксплуатации ключа.