Эффективный маркетинг. Ода флибустьерам маркетинговых морей
оформлена подписка.
"Выиграть — это ещё не всё. Все остальные должны проиграть."
Ларри Эллисон, основатель и глава Oracle Corp.
1. Мем «iPhone» принес акционерам Apple куда больше золота, нежели открытие Америки — испанской Короне.
Конкистадоры, пару сотен лет снабжавшие католических королей караванами золотых галеонов, менее всего походили на благородных девиц.
2. В наше время войны за золото переместились из окопов в черепную коробку потребителя.
Ни на йоту не став от этого менее ожесточенными.
А их участники — современные конкистадоры маркетинга — отнюдь не превратились в Красных Шапочек.
Пусть и надели пиджаки вместо кирас.
3. В маркетинговых войнах за доминирование на глобальных рынках современности решается вопрос принадлежности колоссальных богатств, и не снившихся Флинтам прошлого.
В борьбе конкурирующих мемов-ключей за баснословное материальное могущество нет, и не может быть никаких правил.
Юридическое крючкотворство здесь, к счастью бессильно.
Точнее, правило одно: победитель получает все.
Побежденные отправляются под защиту статьи 11.
4. Таким образом, для трезво мыслящего человека вполне самоочевидным является тезис, что подавляющее большинство ныне популярных маркетинговых месседжей — более или менее причесанная манипуляция.
Война — путь обмана (Сунь Цзы).
Компетентные социологи, от классика Поппера до современников Шульман и Соловья, рекомендуют универсальную защиту от внешних манипуляций: помните об интересах (целях).
Какова цель маркетолога — сделать вашу жизнь более счастливой?
Или — впарить вам очередную дрянь с 1500% рентабельностью?
Сделав, тем самым, счастливее (по крайней мере, богаче) жизнь собственную.
Или, все чаще в наше время, просто взять деньги («инвестиции»).
Буквально по примеру стартапа Эрика Картмана «Washington Red Skins»: «дайте нам ваши деньги, и мы НИЧЕГО не будем делать. Спасибо, идите в ж...»
5. Маркетинговые войны — бои без правил под бесконечным ноябрьским дождем за право угнездиться на вершине крутого холма из скользкой глины.
На вершине холма редко когда бывает более трех мест для комфортного пребывания.
В долгосрочной перспективе на вершине остается один.
Ему достается вся слава (как правило, незаслуженно — в силу случайности победы), вся прибыль и попадание в историю.
6. Историю царь горы напишет сам (нанятые пиарщики).
И там вряд ли много будет рассказано про этапные моменты барахтанья в грязи на головах менее удачливых (или позже начавших карабкаться) конкурентов.
Нет.
Там будет написано про детскую одаренность, школьные сочинения, сдерживаемые слёзы, непреклонность к испытаниям, субботние совещания в 7 утра (мемуары Уолтона), или глубоко китаеобразные корпоративные ритуалы Джека Ма.
Неизменно подаваемые так, что именно эта чушь и привела к успеху.
Некритически мыслящие ширнармассы всерьез воспринимают эту бизнес-беллетристику, и летят покупать набор черных водолазок, рассчитывая повторить путь сами знаете кого.
7. Презумпция маркетинговой манипуляции: если манипуляция возможна, она необходимо будет использована.
Иначе соответствующий маркетолог должен быть уволен по профнепригодности.
Разжалован в красные шапочки, и отправлен в институт благородных девиц.
Ergo, любые слова и утверждения, не подкрепленные проверяемыми фактами в цифровом исчислении, надлежит трактовать как манипуляцию против ваших интересов.
8. А дело-то — в волшебных пузырьках, и только в них.
В смысле, что в основе любого успеха всегда и без исключений лежит рабочая маркетинговая стратегия, универсальный рецепт конструирования которой был разобран ранее.
Всегда.
Случайных успехов не бывает: в основе любого успеха лежит новый успешный «ключ» (субключ).
Но: «ключ» может быть найден случайно.
Если на дороге лежит кошелек с деньгами, его кто то найдет и поднимет. Это вопрос времени.
При этом ФИО поднявшего персонажа значение имеет сугубо беллетристическое.
Тот же Уолтон, если судить по его мемуарам, так и не осознал причин собственного успеха.
Впрочем, в этом он не одинок.
Форд настолько не понимал причин успеха одноименной корпорации (что естественно — их настоящим архитектором был Джеймс Казенс, а сам Форд есть очередной пример медийно надутой пустышки), что, получив в свои руки монопольные бразды правления, фантастической дуростью лишил корпорацию Форд непробиваемо прочного лидерского положения, и поставил ее на грань банкротства.
Вытаскивать из которого ее пришлось уже наследникам.
Сегодня на наших глазах глупость близкого масштаба совершает Цукерберг, отпиливая сук, на котором сидит Facebook, атомной бензопилой в прямом эфире.
9. Планеты по орбитам носятся силой всемирного тяготения Ньютона, а не толкаются гениальными ангелами.
Солнце встает не потому, что петух прокукарекал.
Смотрите в корень, помните о собственных интересах, и плюйте на туфтологию бизнес-беллетристики.
«Умные люди глянец не читают. Они его издают».