Внутрифирменное воровство: кто виноват, и что делать
оформлена подписка.
У крупного бизнеса куда больше денег на «учет и контроль», найм всевозможных «безопасностей» и консультирующих MBA-туфтологов.
И если бы вся эта дрянь работала на самом деле, то символом коррупции были бы не государственные мегакорпорации, а цветочные ларьки и овощные развалы.
«Тысячи форм и способов практического учета и контроля за богатыми, жуликами и тунеядцами должны быть выработаны и испытаны на практике… Разнообразие здесь есть ... порука успеха в достижении общей единой цели: очистки земли российской от всяких вредных насекомых, от блох — жуликов, от клопов — богатых и прочее и прочее.
В одном месте посадят в тюрьму десяток богачей, дюжину жуликов, полдюжины рабочих, отлынивающих от работы (так же хулигански, как отлынивают от работы многие наборщики в Питере, особенно в партийных типографиях).
В другом — поставят их чистить сортиры.
В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами, чтобы весь народ, до их исправления, надзирал за ними, как за вредными людьми.
В четвертом — расстреляют на месте одного из десяти, виновных в тунеядстве.
В пятом — придумают комбинации разных средств и путем, например, условного освобождения добьются быстрого исправления исправимых элементов из богачей, буржуазных интеллигентов, жуликов и хулиганов.
Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт, тем вернее и быстрее будет успех социализма, тем легче практика выработает — ибо только практика может выработать — наилучшие приемы и средства борьбы.»
В.И. Ленин «Как организовать соревнование», 1918
«Человек реагирует на стимулы.»
IEM Paradigm: Social Cybernetics, 2018
1. Пусть профессора MBA-туфтологии изощряются про инновации, духи с миссиями, да стратегические стрессы.
А мы, товарищи предприниматели, стоя обеими ногами на грешной земле, поговорим о хлебе насущном.
Точнее — о тех, кто в него гадит.
2. Внутрифирменное воровство (далее ВВ) — тема для обсуждений непопулярная.
Стыдненькая такая болезнь.
Неохотно говорят про нее в приличном обществе.
Про воровство, допустим, потребителей в магазинах материалов хватает — там же кто-то другой ворует.
А мы тут ведем речь про воровство сотрудников — тех самых, что были только что вскормлены на корпоративном духеценностях.
И воцерковлены ежеутренним распеванием корпоративных гимнов.
При этом — чем крупнее бизнес, тем больше обворовывают акционеров (дальше покажем, почему).
Удалее всего растаскивают самые пафосные компании.
Где много пафоса с пиарным трёпом — всегда мало управления. Закон железный.
3. Не стоит думать, что проблема, мол, характерна для отсталых рынков с несовершенным корпоративным управлением.
Читать Карла Айкана.
И надо брать поправку, что в прессу попадает примерно один из тысячи случаев.
В 99,9% пределом наказания является тихое увольнение по собственному желанию.
Кому охота трясти грязным бельем? Очень вредно для бюрократической карьеры.
Короче: воруют везде. ВВ — проблема системная.
4. У системной проблемы, как известно, всегда есть решение: легкое, простое и неверное.
Таким решением является привычный комплекс бюрократических мероприятий по учету и контролю.
Контрольно-ревизионные управления, cost control, «службы экономической безопасности», etc.
Неверно оно тем, что все это — тоже расходы.
А какая, собственно, разница, сперли ли у вас 100 рублей неофициально, или вы эти 100 рублей заплатили зарплатой внутреннему аудитору? Да еще с налогами сверху.
Чисто психиатрическая.
Более того, исполнительный менеджмент такой компании очень быстро попадает в положение Путина: «безопасность» жрет денег все больше —> народонаселению ( = акционерам) достается все меньше.
А сократить траты на «безопасность» — очково: завтра, мол, наши дорогие сотрудники без поводка сразу все спионерят.
При этом, поскольку любые бюрократические мероприятия имеют эффект двоякий:
а) временный — позитивный
б) долгосрочный — обратный желаемому (см. «Законы развития бюрократических инициатив»),
... то со временем воровства в компании становится (минимум) столько же, сколько было до введения «безопасностей».
Просто добавились расходы на security theater.
В итоге: по результатам «борьбы с коррупцией» под флагом интересов акционеров — страдают именно акционеры.
Еще раз акцентируем внимание: это универсальный исход любого бюрократического мероприятия.
Вне зависимости от того, насколько гениально оно было реализовано изначально.
5. Ровно поэтому в крупных компаниях и больше воруют.
Что вообще, на самом деле, неочевидно.
Ведь у крупного бизнеса куда больше денег на «учет и контроль», найм всевозможных «безопасностей» и консультирующих MBA-туфтологов.
И если бы вся эта дрянь работала на самом деле, то символом коррупции были бы не государственные мегакорпорации, а цветочные ларьки и овощные развалы.
Ведь чем крупнее компания, тем более она бюрократизирована.
Просто потому, что кроме бюрократии советского образца (сводящейся к планированию) MBA-менеджмент другого управления не знает: ERP — enterprise resource planning, планирование ресурсов предприятия.
Тот же Госплан СССР, только помельче.
А чем более бюрократизирована организация, тем менее она управляема в реальности.
Советский Союз, например, после провала реформы Косыгина управляемость (и до того невеликую) потерял полностью.
С начала 1970-х гг система деградировала в собственном соку в фундаментально коррупционной модели административного рынка.
Финальный крах был вопросом времени.
6. Системное решение — стандартизация бизнес-процессов.
Азбукой эффективного искоренения коррупции в госаппарате является:
а) исключение своевластия чиновников: чиновник действует строго по инструкции, а не принимает решения («рациональная бюрократия» Вебера)
б) сокращения поголовья чиновников
Абсолютно то же самое справедливо для любой организации.
Стандартизация бизнес-процессов решает задачу а).
А если решена задача а), то сокращение поголовья сотрудников производится элементарно — путем замены их автоматической бизнес-логикой управляющей IEM Системы.
Ведь, господа, скажем прямо: никто еще не видел ни утюга, ни грузовика, ни компьютера, своровавших хотя бы копейку.
Воруют сороки, обезьяны, но больше всех — люди. Венец, говорим, творения.
А так же болеют, ошибаются, нервничают, и депрессуют — понимаете, к чему клоним?
«Убить всех человеков», дорогие товарищи, предлагает нам известный бизнес-консультант робот Бендер.
Не оспаривая сути, поправим металлического ксенофоба: убивать людей, конечно, не стоит (сие есть привилегия принудительных осчастливливателей — от фанатов всевозможных «религий добра» до нацистов и коммунистов).
Но, несомненно, от операционного (операционного!) уровня бизнеса двуногих косячников лучше держать подальше.
7. Стандартизация бизнес-процессов — это тоже процесс. Как ремонт или самосовершенствование.
Постоянная работа на годы.
Относительно быстрый же эффект можно получить, реконструировав (в > 90% случаев — создав с нуля) сквозную по компании систему материальной мотивации сотрудников в парадигме IEM.
ИЧСХ, — совершенно бесплатно.
Более того, приведение системы материальной мотивации к IEM-стандарту очень сильно облегчит и работу по стандартизации процессов.
Это буква «А», с которой и надо начинать.
А успех реформы материальной мотивации (который, при минимальной настойчивости, совершенно неизбежен), достаточно окрылит амбициозного администратора, чтобы двигаться далее.
P.S. По поводу СССР и MBAERP туфтологии.
На самом деле, конечно, это большевики сперли идею на Западе (как и все, впрочем, остальное — типа мерзости тейлорианства, стыдливо переназванного в НОТ — «научную организацию труда»).
В начале XX века фетиш «планирования» был сегодняшним «Искусственным Интеллектом».