Меметика vs Кибернетика. Где граница, и прибыль для бизнеса
оформлена подписка.
Меметика — идеология. Маркетинг.
Реклама. Библия, Капитал, План Путина, Прекрасная Россия Будущего.
Кибернетика — как оно работает на самом деле.
Реально функционирующий социальный механизм с объективно измеримыми параметрами.
1. Помните, как мы раскладывали произвольный бизнес по осям Геморройности и Сложности?
Выяснив, чем одно принципиально отличается от другого.
А также — что большинство менеджеров\предпринимателей сложность собственного бизнеса неоправданно драматизируют.
Взглянем шире.
2. Любое общественное явление (где общество — сложная система, включающая в себя множество натуральных интеллектов) может быть эффективно проанализировано в противопоставлении его меметики, и его же кибернетики ("форма" и "содержание" классической философии).
Не пугайтесь, на самом деле все просто.
3. Сначала — слайды.
3.1 Возьмем нацизм и коммунизм.
Идеологические враги: их меметика противоположна.
Помните, как тов. Гитлер позиционировал себя последним бастионом европейской цивилизации против дикости азиатского большевизма?
А кибернетика-то — одинаковая: фюрер-принцип, тотальная идеологизированность, неограниченное насилие, искреннее презрение к праву, «цель оправдывает средства».
Коммунистический геноцид был по произвольному «классовому» признаку, нацистский — по не менее произвольному «расовому».
Вот идеологические раса\класс (а также Тысячелетний Рейх, Царство Божие и коммунизм) — меметика, а практический геноцид — кибернетика.
3.2 Возьмем ельцинскую Россию.
Сравним с Западной Европой того же периода.
Меметика — практически идентичная (рыночная экономика, демократия, права человека…), а — кибернетика?
Сравнить реально функционирующие социальные механизмы Германии, допустим, 1995 года, и Российской Федерации — того же периода?
«Вы уже понимаете».
3.3 Или вот, пресловутое христианство взять.
Меметика-то вполне сладенькая.
А — кибернетика? В эпоху полного господства?
Как говорится, — найдите пять отличий от коммуно-нацистской.
3.4 Возьмем этого вашего Лютера.
Которого до сих пор неподкованные граждане почему то считают провозвестником свободы от идеологического диктата гадкого, отсталого папы Римского.
Его кибернетический аналог в исламе — пресловутый аль-Ваххаб.
Это от которого ваххабиты/ваххабайты.
Притом что, очевидно, текстуальная догматика фундаменталиста христианского и исламского формально имели не более общего, нежели «учения» Иосифа Виссарионовича и Адольфа Алоизича.
3.5 Обобщим.
Меметика — идеология.
Маркетинг.
Реклама.
Образы, обещания, идеалы.
Библия, Капитал, План Путина, Прекрасная Россия Будущего.
По большому счету, малосвязная словесная мишура для серийного отупления некрепких голов без навыков скептического мышления.
Кибернетика — как оно работает на самом деле.
Реально функционирующий социальный механизм с объективно измеримыми параметрами.
Сколько убили, сколько сожгли, сколько своровали.
Пресловутые марксистские «базис и надстройка» — почти то же самое.
Базис = кибернетика, надстройка = меметика.
Разница в том, что марксисты прикладывали это к общественным формациям, а мы — к любому социальному феномену.
Вот современные Навальный и Путин — меметические антиподы. А кибернетика соответствующих политических систем не может не быть идентичной.
3.6 Цитата-резюме из старого текста «Глобус. Универсальная модель политических направлений»:
«Возьмем глобус.
Обозначим Северный полюс (совершенно произвольно) за точку абсолютной свободы.
Южный полюс — за ее абсолютное отсутствие.
Если мы мысленно встанем на Северный полюс, то движение в любую сторону будет вести к росту несвободы.
И наоборот.
Вот и все.
И совершенно не имеет значения, каким именно меметическим меридианом (через Африку, Южную Америку или Австралию) мы будем отходить от одного полюса и приближаться к другому — отдаленность от (приближенность к) полюсам не изменится…»
4. Перейдем к бизнесу.
Любое предприятие — тоже социальный феномен. Стало быть, может быть разложено на меметику и кибернетику.
Так вот, меметика предприятия — это IEM Marketing.
Кибернетика предприятия — IEM System.
Вполне очевидно, не правда ли?
Но любопытны следствия.
5. Ранее мы показали, что кибернетика произвольного коммерческого предприятия конкурентного рынка — в своей основе идентична («Счастливый бизнес по Толстому»).
Однако с маркетингом — ситуация в точности обратная.
IEM Marketing — отрицание, контроверсия кибернетики IEM System.
Иными словами, требования к эффективному решению маркетинговой стратегии данного предприятия — обратны требованиям к эффективному решению его кибернетической модели.
6. Пять императивов IEM System — Целостность, Симметрия, Упорядоченность, Замкнутость, Универсальность, — для IEM Marketing превращаются в свою противоположность.
6.1 Универсальность —> Уникальность
Каждая успешная маркетинговая стратегия уникальна. Попытка повторить успешную маркетинговую стратегию (на том же рынке) обречена на провал.
6.2 Симметрия —> Отсутствие связи с реальностью
Помните, «Стержневая идея меметического маркетинга»:
«... продаются образы товаров — сознанию потребителя. А не сами материальные товары, как таковые — биологическому покупателю.
В общем случае объективные характеристики материального товара не имеют определяющего значения.
Можно продать вполне заурядный продукт.
Можно продать то, чего вообще не существует (см. «стартапы»)....»
6.3 Упорядоченность —> Хаос противоречий
Миллиард покупателей одного и того же девайса — и «быть не как все»? Think, в смысле, different.
Желанный лакшери — доступный миллиардам?
It’s ok, bro.
Именно неспособность отбросить ограничения упорядоченности и связной логики и лимитирует высоту маркетингового полета дисциплинированно мыслящих предпринимателей с техническим бэкграундом.
Не привыкли они — литры с километрами.
6.4 Целостность —> Многозначность
Дважды два может быть сколько угодно, причем одновременно.
Тот же Маск вполне может быть Героем частного космоса, одновременно полностью финансируясь из госбюджета.
6.5 Замкнутость —> Безразмерная расплывчатость
Если уйти от сложно интерпретируемой терминологии, обратясь к визуальным образам, то вот.
IEM System — гладкая, монолитная, твердая, черная сфера.
Плавающая в бескрайнем космосе IEM Marketing — насыщенном хаотическими фрагментами бесформенных пылевых облаков — образов.
Поверхность сферы — мембрана, отделяющая одно от другого.
IEM Enterprise = IEM Marketing + IEM System.
Все та же меметика и кибернетика.
7. Сознание потребителя (потенциального) плавает в маркетинговом космосе (или, что то же самое, пылевые облака образов плавают в космосе сознания потенциального потребителя).
Задача пылевых образов маркетинга — подтолкнуть невесомого потребителя. Прижать его к черной сфере.
Конвертировать, то бишь, потенциального потребителя в фактического покупателя.
А задача черной сферы IEM System — выжать из него максимум прибыли.
При этом, опять-таки, если эффективно работающие конфигурации пылевых облаков маркетинга в каждом случае уникальны, то все оптимально устроенные черные сферы одинаковы.
Как содержательно одинаковы реальные галактические «черные дыры», отличаясь друг от друга несколькими счетными параметрами.
8. В заключение, еще раз повторим ранее написанное:
8.1 Из «Проект VS Процесс. Трансформация «стартап —> бизнес» с точки зрения кибернетики»:
«— Предприятие с плохой маркетинговой стратегией обречено на банкротство вне зависимости от уровня операционного совершенства (произвести можем до хрена, но никому наш продукт не нужен, каких бы успехов в снижении себестоимости мы ни добились)
— Предприятие с хорошей маркетинговой стратегией, но бардаком на операционном уровне, сможет получить лишь незначительную часть потенциально возможной прибыли.
А уже применительно к ситуации в данном бизнесе («ad hoc») компетентный СЕО определяет приоритетную точку приложения усилий.»
Ergo, чтобы стать Apple, — необходима отличная реализация обоих компонент.
Но с маркетингом, по понятным из вышеизложенного причинам, этого добиться куда сложнее.
8.2 Маркетинг кончается в тот момент, когда потребитель прилип к сфере. Дальше его нужно пропустить внутрь, и обработать стандартизированными механизмами.
Внутри сферы мучить утомленного нарзаном потребителя дополнительными маркетинговыми мероприятиями — контпродуктивно.
Автоцитата из «Программы лояльности и гомеопатия. И как устроен допинг для продаж, который работает»:
«… применение маркетинговых приемов после того, как маркетинг свое уже отработал, — как делать аборт усиленным применением презерватива.
Все, что нужно делать после того, как новый клиент к вам таки попал — не портить.
Не дышать! — не расплескать тончайший хрустальный кубок с драгоценным нектаром душевного спокойствия (потенциально) постоянного покупателя.
Быстро обслужить, и нежно отправить домой (отпуская тем самым, согласно известной рекомендации, хлеб по водам).
Обслужить и отпустить как можно быстрее — считайте все время пребывания в новом магазине стрессом (в этом моменте, как раз, и кроется преимущество настоящего e-commerce-формата).
И вот тогда, дорогие товарищи, сей клиент весьма возрадуется, а отпущенный ранее на воду хлеб стократно вернется тугой ебитдой.
Лучшая «программа лояльности» — отлаженный бизнес, обрабатывающий миллионные массы потребителей с точностью метронома.
Макдональдс, господа!»