Меметика vs Кибернетика. Где граница, и прибыль для бизнеса

 
Статьи
Меметика vs Кибернетика. Где граница, и прибыль для бизнеса

Меметика — идеология. Маркетинг. 

Реклама. Библия, Капитал, План Путина, Прекрасная Россия Будущего.

Кибернетика — как оно работает на самом деле. 

Реально функционирующий социальный механизм с объективно измеримыми параметрами.

1. Помните, как мы раскладывали произвольный бизнес по осям Геморройности и Сложности?

Выяснив, чем одно принципиально отличается от другого.

А также — что большинство менеджеров\предпринимателей сложность собственного бизнеса неоправданно драматизируют.

Взглянем шире.


2. Любое общественное явление (где общество — сложная система, включающая в себя множество натуральных интеллектов) может быть эффективно проанализировано в противопоставлении его меметики, и его же кибернетики.

Не пугайтесь, на самом деле все просто.


3. Сначала — слайды.

3.1 Возьмем нацизм и коммунизм.

Идеологические враги: их меметика противоположна.

Помните, как тов. Гитлер позиционировал себя последним бастионом европейской цивилизации против дикости азиатского большевизма?

А кибернетика-то — одинаковая: фюрер-принцип, тотальная идеологизированность, неограниченное насилие, искреннее презрение к праву, «цель оправдывает средства».

Коммунистический геноцид был по произвольному «классовому» признаку, нацистский — по не менее произвольному «расовому».

Вот идеологические раса\класс (а также Тысячелетний Рейх, Царство Божие и коммунизм) — меметика, а практический геноцид — кибернетика.

3.2 Возьмем ельцинскую Россию.

Сравним с Западной Европой того же периода.

Меметика — практически идентичная (рыночная экономика, демократия, права человека…), а — кибернетика?

Сравнить реально функционирующие социальные механизмы Германии, допустим, 1995 года, и Российской Федерации — того же периода?

«Вы уже понимаете».

3.3 Или вот, пресловутое христианство взять.

Меметика-то вполне сладенькая.

А — кибернетика? В эпоху полного господства?

Как говорится, — найдите пять отличий от коммуно-нацистской.

3.4 Возьмем этого вашего Лютера.

Которого до сих пор неподкованные граждане почему то считают провозвестником свободы от идеологического диктата гадкого, отсталого папы Римского.

Его кибернетический аналог в исламе — пресловутый аль-Ваххаб.

Это от которого ваххабиты/ваххабайты.

Притом что, очевидно, текстуальная догматика фундаменталиста христианского и исламского формально имели не более общего, нежели «учения» Иосифа Виссарионовича и Адольфа Алоизича.

3.5 Обобщим.

Меметика — идеология. 

Маркетинг. 

Реклама.

Образы, обещания, идеалы.

Библия, Капитал, План Путина, Прекрасная Россия Будущего.

По большому счету, малосвязная словесная мишура для серийного отупления некрепких голов без навыков скептического мышления.

Кибернетика — как оно работает на самом деле. 

Реально функционирующий социальный механизм с объективно измеримыми параметрами.

Сколько убили, сколько сожгли, сколько своровали.

Пресловутые марксистские «базис и надстройка» — почти то же самое. 

Базис = кибернетика, надстройка = меметика.

Разница в том, что марксисты прикладывали это к общественным формациям, а мы — к любому социальному феномену.

Вот современные Навальный и Путин — меметические антиподы. А кибернетика соответствующих политических систем не может не быть идентичной.


3.6 Цитата-резюме из старого текста «Глобус. Универсальная модель политических направлений»:

«Возьмем глобус.

Обозначим Северный полюс (совершенно произвольно) за точку абсолютной свободы.

Южный полюс — за ее абсолютное отсутствие.

Если мы мысленно встанем на Северный полюс, то движение в любую сторону будет вести к росту несвободы.

И наоборот.

Вот и все.

И совершенно не имеет значения, каким именно меметическим меридианом (через Африку, Южную Америку или Австралию) мы будем отходить от одного полюса и приближаться к другому — отдаленность от (приближенность к) полюсам не изменится…»


4. Перейдем к бизнесу.

Любое предприятие — тоже социальный феномен. Стало быть, может быть разложено на меметику и кибернетику.

Так вот, меметика предприятия — это IEM Marketing.

Кибернетика предприятия — IEM System.

Вполне очевидно, не правда ли?

Но любопытны следствия.


5. Ранее мы показали, что кибернетика произвольного коммерческого предприятия конкурентного рынка — в своей основе идентичнаСчастливый бизнес по Толстому»).

Однако с маркетингом — ситуация в точности обратная.

IEM Marketing — отрицание, контроверсия кибернетики IEM System.

Иными словами, требования к эффективному решению маркетинговой стратегии данного предприятия — обратны требованиям к эффективному решению его кибернетической модели.


6. Пять императивов IEM System — Целостность, Симметрия, Упорядоченность, Замкнутость, Универсальность, — для IEM Marketing превращаются в свою противоположность.

6.1 Универсальность —> Уникальность

Каждая успешная маркетинговая стратегия уникальна. Попытка повторить успешную маркетинговую стратегию (на том же рынке) обречена на провал.

6.2 Симметрия —> Отсутствие связи с реальностью

Помните, «Стержневая идея меметического маркетинга»:

«... продаются образы товаров — сознанию потребителя. А не сами материальные товары, как таковые — биологическому покупателю.

В общем случае объективные характеристики материального товара не имеют определяющего значения.

Можно продать вполне заурядный продукт.

Можно продать то, чего вообще не существует (см. «стартапы»)....»

6.3 Упорядоченность —> Хаос противоречий

Миллиард покупателей одного и того же девайса — и «быть не как все»? Think, в смысле, different.

Желанный лакшери — доступный миллиардам?

It’s ok, bro.

Именно неспособность отбросить ограничения упорядоченности и связной логики и лимитирует высоту маркетингового полета дисциплинированно мыслящих предпринимателей с техническим бэкграундом.

Не привыкли они — литры с километрами.

6.4 Целостность —> Многозначность

Дважды два может быть сколько угодно, причем одновременно.

Тот же Маск вполне может быть Героем частного космоса, одновременно полностью финансируясь из госбюджета.

6.5 Замкнутость —> Безразмерная расплывчатость

Если уйти от сложно интерпретируемой терминологии, обратясь к визуальным образам, то вот.

IEM System — гладкая, монолитная, твердая, черная сфера. 

Плавающая в бескрайнем космосе IEM Marketing — насыщенном хаотическими фрагментами бесформенных пылевых облаков — образов.

Поверхность сферы — мембрана, отделяющая одно от другого.

IEM Enterprise = IEM Marketing + IEM System.

Все та же меметика и кибернетика.


7. Сознание потребителя (потенциального) плавает в маркетинговом космосе (или, что то же самое, пылевые облака образов плавают в космосе сознания потенциального потребителя).

Задача пылевых образов маркетинга — подтолкнуть невесомого потребителя. Прижать его к черной сфере.

Конвертировать, то бишь, потенциального потребителя в фактического покупателя.

А задача черной сферы IEM System — выжать из него максимум прибыли.

При этом, опять-таки, если эффективно работающие конфигурации пылевых облаков маркетинга в каждом случае уникальны, то все оптимально устроенные черные сферы одинаковы.

Как содержательно одинаковы реальные галактические «черные дыры», отличаясь друг от друга несколькими счетными параметрами.


8. В заключение, еще раз повторим ранее написанное:

8.1 Из «Проект VS Процесс. Трансформация «стартап —> бизнес» с точки зрения кибернетики»:

«— Предприятие с плохой маркетинговой стратегией обречено на банкротство вне зависимости от уровня операционного совершенства (произвести можем до хрена, но никому наш продукт не нужен, каких бы успехов в снижении себестоимости мы ни добились)

— Предприятие с хорошей маркетинговой стратегией, но бардаком на операционном уровне, не сможет удовлетворить спрос.

А уже применительно к ситуации в данном бизнесе («ad hoc») компетентный СЕО определяет приоритетную точку приложения усилий.»

Ergo, чтобы стать Apple, — необходима отличная реализация обоих компонент.

Но с маркетингом, по понятным из вышеизложенного причинам, этого добиться куда сложнее.

8.2 Маркетинг кончается в тот момент, когда потребитель прилип к сфере. Дальше его нужно пропустить внутрь, и обработать стандартизированными механизмами.

Внутри сферы мучить утомленного нарзаном потребителя дополнительными маркетинговыми мероприятиями — контпродуктивно.

Автоцитата из «Программы лояльности и гомеопатия. И как устроен допинг для продаж, который работает»:

«… применение маркетинговых приемов после того, как маркетинг свое уже отработал, — как делать аборт усиленным применением презерватива.

Все, что нужно делать после того, как новый клиент к вам таки попал — не портить.

Не дышать! — не расплескать тончайший хрустальный кубок с драгоценным нектаром душевного спокойствия (потенциально) постоянного покупателя.

Быстро обслужить, и нежно отправить домой (отпуская тем самым, согласно известной рекомендации, хлеб по водам).

Обслужить и отпустить как можно быстрее — считайте все время пребывания в новом магазине стрессом (в этом моменте, как раз, и кроется преимущество настоящего e-commerce-формата).

И вот тогда, дорогие товарищи, сей клиент весьма возрадуется, а отпущенный ранее на воду хлеб стократно вернется тугой ебитдой.

Лучшая «программа лояльности» — отлаженный бизнес, обрабатывающий миллионные массы потребителей с точностью метронома.

Макдональдс, господа!»