Управление компанией с позиции теории игр, или Завещание кардинала Мазарини
оформлена подписка.
В общем случае, шансы на достижение блестящих результатов имеют только компании, управляемые владельцами.
Более того, блестящие бизнес-результаты только в таких компаниях и востребованы.
1. Представим себе бытие произвольного коммерческого предприятия — как Игру.
Основные категории игроков:
- линейные сотрудники (далее — Сотрудник)
- топ-менеджмент (далее — Директор)
- акционеры (далее — Владелец)
Попробуем найти оптимальную стратегию для Владельца — максимизирующую, то есть, его выигрыш.
Причем, в отличие от расплывчатой MBA-туфтологии («то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет») — в общем виде!
Стратегию, применимую для любой коммерческой компании конкурентного рынка — так же, как теорема Пифагора справедлива для любого прямоугольного треугольника.
2. Вернемся на шаг назад, и вспомним суть теории игр:
«.. В словосочетании «теория игр» не стоит бояться слова «теория».
Достаточно усвоить ее стержневую идею: любое наше взаимодействие с другими людьми может быть осмыслено (математически — моделировано) как игра.
Со своими правилами, и игроками, преследующими вполне рациональные цели, а также понятным выигрышем на кону.
И, самое главное, — каждый ваш ход меняет положение других игроков, и наоборот.
Все!
Здесь нет никаких формул, иксов и интегралов. В сущности, это просто универсально-рациональная методика осмысления реальности…»
3. Что такое «максимальный выигрыш» — для Владельца?
Ранее, в рамках теории меметического маркетинга, мы выяснили, что бытие произвольного коммерческого предприятия — конечно.
Любая компания — временно живущая структура.
Так же, как и биологический организм.
Следовательно, и прибыль, потенциально извлекаемая из нее акционерами — конечна.
Ergo, максимальный выигрыш Владельца в рамках Игры — синонимичен максимизации прибыли за все время существования компании.
4. Вы спросите: а каковы же, собственно, правила Игры?
Вопрос на миллион долларов!
Ибо абсолютное преимущество* Владельца перед остальными категориями игроков — он правила и устанавливает.
* Оно же — единственное.
Таким образом, выходит, что наша задача — обратной разработкой** найти такие правила Игры, при которых Владелец выигрывает максимум***.
** Обычно в теории игр решается прямая задача: найти победительную стратегию в рамках изначально заданных правил. Будь то футбол, покер или взаимное ядерное сдерживание сверхдержав.
*** При «прочих равных»! — то есть в заданных условиях внешней среды.
Так, минимальные убытки — тоже могут быть максимальным выигрышем, если рыночные условия не позволяют заработать в принципе.
Отсюда — очевидное**** решение: Владелец должен выстроить правила таким образом, чтобы стратегия максимального выигрыша каждой категории игроков автоматически вела бы к максимальному выигрышу Владельца.
**** Строго говоря, требует доказательства. Но тут у нас popular science, а не математический журнал.
5. Что является выигрышем Сотрудника?
Зарплата.
5.1 Получается, Владелец должен определить правила Игры так, чтобы зарплата каждого***** Сотрудника росла в той мере, в какой его деятельность способствует увеличению прибыли компании в целом.
***** Каждого полезного сотрудника — то есть деятельность которого создает ценность для потребителя.
Как отличить от дармоеда, см. ранее в:
«Об эффективном сокращении расходов, или проблема барона Мюнхгаузена»
«Ктулху Предприятия. Диаспар для чайников, или Многоагентная система — на раз-два-три»
И наоборот.
Все!
Это и есть — общее решение сформулированной в п. 1 задачи — решение из теории игр.
5.2 …Однако вы спросите — легко, мол, сказать.
Но — как же этого добиться?
Что конкретно нужно сделать Владельцу, чтобы установить такие супершикарные правила?
В практической, то есть, бизнес-реальности ООО «Ромашка»?..
А вот тут теория игр нам уже не помощник (выходим из сферы применимости).
Этот вопрос — к кибернетике.
6. И мы его уже решили ранее.
Универсальная схема создания:
- единой, сквозной, согласованной системы материальной мотивации
- гарантирующая наивысшую возможную эффективность в долгосрочном периоде в коммерческой компании любого масштаба и сферы деятельности...
И несмотря на устрашающе длинное название — все очень просто.
Ровно то же решение, что и полученное в подходе теории игр, вытекает из сугубо кибернетического подхода (в общем, странным было бы обратное). Ранее в:
«Управление организацией на самом деле. Мифология MBA против реальности кибернетики»
«Matrix юбер аллес. Реальность кибернетики против мифологии MBA»
7. Внимательные читатели заметили — в наших выкладках выше не участвовала категория игроков «Директор».
Неслучайно.
7.1 Помните, как у Александра Дюма умирающий кардинал Мазарини дает последний совет Людовику XIV: «Государь, никогда не берите себе первого министра!»
С кардиналом вполне согласны — как кибернетика, так и теория игр.
Все хорошо работает (точнее, может работать), когда роли Владельца (пассивного бенефициара, он же король Франции) и Директора (активного игрока-управляющего, он же первый министр короля) — объединены.
7.2 Справедливо и обратное.
Разделение ролей Владельца и Директора приводит к принципиально неустранимым конфликтам интересов на системном уровне.
С последствиями — сколь очевидными, столь и гарантированными.
Не менять масло в двигателе по регламенту, а доливать поверх ослиную мочу.
Какое-то время проскрипит, пока окончательно не заклинит.
7.3 Теоретический вывод подтверждает и богатейшая мировая практика.
На православном примере из недавнего — «Кто и как опаскудил русский e-commerce, или Равнение на Украину».
8. Печально развеивать блистающие облачные замки MBA-туфтологии, они и вправду красивые.
Но — увы и ах!..
В общем (!) случае, шансы на достижение блестящих результатов имеют только компании, управляемые владельцами.
Более того, только в таких компаниях блестящие бизнес-результаты и востребованы серийно.
А что, в первую голову, востребовано в бюрократически управляемых организациях?
Лояльность и безопасность (своего кресла).
Ничего не напоминает?.. Именно.
Оттуда и принципы кадрового отбора. MBA-компания = мини-СССР.
«ПИЖ — кибернетика бюрократической диктатуры. Чего не заметил Маркс»
«Бордель изнутри на примере Гугла и Фейсбука. О театре инноваций и % полезных сотрудников»
В частности, поэтому ядерной ЦА dia$par мы видим бизнес, управляемый владельцами.
По той же ссылке проанализирована доминирующая стратегия бюрократического MBA-менеджмента.
Системно объясняющая (и предсказывающая) повсеместные провалы одноименных корпораций.
…Предприниматели всех стран, соединяйтесь!
P.S. И прислушайтесь к кардиналу Мазарини. Старый жулик отлично знал вопрос изнутри.