Управление компанией с позиции теории игр, или Завещание кардинала Мазарини

 
Статьи
Управление компанией с позиции теории игр, или Завещание кардинала Мазарини

В общем случае, шансы на достижение блестящих результатов имеют только компании, управляемые владельцами.

Более того, блестящие бизнес-результаты только в таких компаниях и востребованы.

1. Представим себе бытие произвольного коммерческого предприятия — как Игру.

Основные категории игроков:

  • линейные сотрудники (далее — Сотрудник)
  • топ-менеджмент (далее — Директор)
  • акционеры (далее — Владелец)

Попробуем найти оптимальную стратегию для Владельца — максимизирующую, то есть, его выигрыш.

Причем, в отличие от расплывчатой MBA-туфтологии («то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет») — в общем виде!

Стратегию, применимую для любой коммерческой компании конкурентного рынка — так же, как теорема Пифагора справедлива для любого прямоугольного треугольника.
 

2. Вернемся на шаг назад, и вспомним суть теории игр:

«.. В словосочетании «теория игр» не стоит бояться слова «теория».

Достаточно усвоить ее стержневую идею: любое наше взаимодействие с другими людьми может быть осмыслено (математически — моделировано) как игра.

Со своими правилами, и игроками, преследующими вполне рациональные цели, а также понятным выигрышем на кону.

И, самое главное, — каждый ваш ход меняет положение других игроков, и наоборот.

Все!

Здесь нет никаких формул, иксов и интегралов. В сущности, это просто универсально-рациональная методика осмысления реальности…»

3. Что такое «максимальный выигрыш» — для Владельца?

Ранее, в рамках теории меметического маркетинга, мы выяснили, что бытие произвольного коммерческого предприятия — конечно.

Любая компания — временно живущая структура.

Так же, как и биологический организм.

Следовательно, и прибыль, потенциально извлекаемая из нее акционерами — конечна.

Ergo, максимальный выигрыш Владельца в рамках Игры — синонимичен максимизации прибыли за все время существования компании.
 

4. Вы спросите: а каковы же, собственно, правила Игры?

Вопрос на миллион долларов!

Ибо абсолютное преимущество* Владельца перед остальными категориями игроков — он правила и устанавливает.

* Оно же — единственное.

Таким образом, выходит, что наша задача — обратной разработкой** найти такие правила Игры, при которых Владелец выигрывает максимум***.

** Обычно в теории игр решается прямая задача: найти победительную стратегию в рамках изначально заданных правил. Будь то футбол, покер или взаимное ядерное сдерживание сверхдержав.

*** При «прочих равных»! — то есть в заданных условиях внешней среды.

Так, минимальные убытки — тоже могут быть максимальным выигрышем, если рыночные условия не позволяют заработать в принципе.

Отсюда — очевидное**** решение: Владелец должен выстроить правила таким образом, чтобы стратегия максимального выигрыша каждой категории игроков автоматически вела бы к максимальному выигрышу Владельца.

**** Строго говоря, требует доказательства. Но тут у нас popular science, а не математический журнал.
 

5. Что является выигрышем Сотрудника?

Зарплата.

5.1 Получается, Владелец должен определить правила Игры так, чтобы зарплата каждого***** Сотрудника росла в той мере, в какой его деятельность способствует увеличению прибыли компании в целом.

***** Каждого полезного сотрудника — то есть деятельность которого создает ценность для потребителя.

И наоборот.

Все!

Это и есть — общее решение сформулированной в п. 1 задачи — решение из теории игр.

5.2 …Однако вы спросите — легко, мол, сказать.

Но — как же этого добиться?

Что конкретно нужно сделать Владельцу, чтобы установить такие супершикарные правила?

В практической, то есть, бизнес-реальности ООО «Ромашка»?..

А вот тут теория игр нам уже не помощник (выходим из сферы применимости).

Этот вопрос — к кибернетике.

6. И мы его уже решили ранее.

Универсальная схема создания:

  • единой, сквозной, согласованной системы материальной мотивации
  • гарантирующая наивысшую возможную эффективность в долгосрочном периоде в коммерческой компании любого масштаба и сферы деятельности...

… ранее в «Как совместить высокий доход сотрудников и выдающуюся рентабельность бизнеса. Кибернетика системы материальной мотивации».

И несмотря на устрашающе длинное название — все очень просто.

Ровно то же решение, что и полученное в подходе теории игр, вытекает из сугубо кибернетического подхода (в общем, странным было бы обратное). Ранее в:

«Управление организацией на самом деле. Мифология MBA против реальности кибернетики»

«Matrix юбер аллес. Реальность кибернетики против мифологии MBA»
 

7. Внимательные читатели заметили — в наших выкладках выше не участвовала категория игроков «Директор».

Неслучайно.

7.1 Помните, как у Александра Дюма умирающий кардинал Мазарини дает последний совет Людовику XIV: «Государь, никогда не берите себе первого министра!»

С кардиналом вполне согласны — как кибернетика, так и теория игр.

Все хорошо работает (точнее, может работать), когда роли Владельца (пассивного бенефициара, он же король Франции) и Директора (активного игрока-управляющего, он же первый министр короля) — объединены.

7.2 Справедливо и обратное.

Разделение ролей Владельца и Директора приводит к принципиально неустранимым конфликтам интересов на системном уровне.

С последствиями — сколь очевидными, столь и гарантированными.

Не менять масло в двигателе по регламенту, а доливать поверх ослиную мочу.

Какое-то время проскрипит, пока окончательно не заклинит.

7.3 Теоретический вывод подтверждает и богатейшая мировая практика.

На православном примере из недавнего — «Кто и как опаскудил русский e-commerce, или Равнение на Украину».
 

8. Печально развеивать блистающие облачные замки MBA-туфтологии, они и вправду красивые.

Но — увы и ах!..

В общем (!) случае, шансы на достижение блестящих результатов имеют только компании, управляемые владельцами.

Более того, только в таких компаниях блестящие бизнес-результаты и востребованы серийно.

А что, в первую голову, востребовано в бюрократически управляемых организациях?

Лояльность и безопасность (своего кресла).

Ничего не напоминает?.. Именно.

Оттуда и принципы кадрового отбора. MBA-компания = мини-СССР.

«ПИЖ — кибернетика бюрократической диктатуры. Чего не заметил Маркс»

«Бордель изнутри на примере Гугла и Фейсбука. О театре инноваций и % полезных сотрудников»

В частности, поэтому ядерной ЦА dia$par мы видим бизнес, управляемый владельцами.

По той же ссылке проанализирована доминирующая стратегия бюрократического MBA-менеджмента.

Системно объясняющая (и предсказывающая) повсеместные провалы одноименных корпораций.

…Предприниматели всех стран, соединяйтесь!
 

P.S. И прислушайтесь к кардиналу Мазарини. Старый жулик отлично знал вопрос изнутри.

October 24, 2019