Цифровая Трансформация. Почему она провалилась не везде?
оформлена подписка.
Что общего между кейсами фрагментарного успеха?
Простота.
Точнее, — крайняя примитивность бизнес-процессов, которые вышло автоматизировать.
1. Никакая «цифровая трансформация бизнеса» на сегодняшних ИТ-платформах невозможна.
К такому общему (!) выводу мы пришли в первой части (Цифровая Трансформация изнутри, или Враки от хромой собаки»).
Однако.
2. Существуют отрасли, в которых оная ЦТ таки наступила.
Отрасли — пусть и весьма немногочисленные (по пальцам одной руки).
И пусть даже в них ЦТ наступила весьма фрагментарно.
Но — наступила.
Телеком, e-commerce, биржевой трейдинг, «новая экономика» Гугла/Фейсбука…
3. В поп-СМИ принято лапидарно отбояриваться в духе «исключение, подтверждающее правило».
Если вдуматься, — совершенная глупость.
Как может исключение из правила (то есть область, где данное правило не работает), это же правило — подтверждать?..
Пифагор, допустим, говорит нам: «Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.
Для всех прямоугольных треугольников!
Не, ну таки есть кой какие исключения, но они лишь дополнительно подтверждают мою теорему...».
На самом деле, исключения скрывают непознанные закономерности.
И именно поэтому должны быть изучены особенно тщательно.
Исполним же сие.
4. Разберем загадочные отрасли поочередно.
4.1 Телеком.
Интернет-провайдеры, сотовые операторы, etc.
Если присмотреться внимательно, то успешной ЦТ подверглась лишь часть их операций.
Фронт-офис — автоматическое предоставление услуг связи и их тарификация.
Все!
Все остальное (бэк-офис) — находится ровно в тех же ископаемых 1980-х, что и любая типовая корпорация non-digital отрасли.
Почему так?
Очень просто: фронт-офис в телекоме автоматизируется биллинговыми системами.
Биллинговые системы — одно из редких исключений в мировой отрасли enterprise systems, которые реально работают.
И их мы указали в качестве исключения в первой части.
А вот вся остальная операционная деятельность, кроме биллинга, в телекоме «автоматизируется» ровно тем же фундаментально нерабочим хламом ERP-парадигмы, что и у всех.
И (не) работает так же.
Спросите, а почему биллинговые системы являются исключением? Чем они отличаются от остальных КИС?
Терпение, дорогой читатель!
4.2 Отрасль e-commerce (интернет-магазины, грубо говоря).
Причины успеха ЦТ в e-commerce различны — для крупных игроков (Амазон, допустим), и для мелких.
4.2.1 Крупные успешные e-commerce торговцы работают на частных ИТ-системах собственной разработки (самописках, грубо говоря).
Да и не только e-commerce.
Walmart, Магнит, Вкусвилл или Пятерочка времен расцвета — все самописки!
Иными словами, каждый пример крупного успешного e-commerce бизнеса является исключением, в силу того, что каждая используемая ИТ-платформа уникальна.
И — намного совершеннее, нежели любая «система» ERP-парадигмы от знаменитых вендоров за сколько угодно денег.
Причины ранее разобраны в «IEM System против кастомных разработок, а также серийных ERP».
Таким образом, отрасль e-commerce (да и торговля в целом), главный вывод предыдущего текста — вполне подтверждает.
4.2.2 Успешно функционирующие небольшие интернет-магазины работают на совершенно отдельном сорте ПО — многофункциональных системах управления контентом сайта.
Эти системы вообще не имеют отношения к парадигме ERP, а некоторые свойства их объединяют с IEM-системами (потому и работают, собственно).
Это если в мире.
На постсоветском пространстве широко распространено 1С:Управление предприятием — которое так же, в некоторых случаях, может работать хорошо.
Ранее в «1C на C#». Почему это звучит гордо».
4.3 Биржевая торговля.
Вот эти вот алгоритмические трейдинги, и биржевые роботы.
Ситуация, господа, там абсолютно зеркальна телекому: ЦТ произошла исключительно во фронт-офисе.
Бэк-офис этих ваших Сбербанков и Morgan Stanley — та же бюрократическая бестолковщина и дармоедство, что и в произвольной взятой классической корпорации.
Во фронт-офисе работают биржевые аналоги биллинговых систем провайдеров, а во всех остальных местах — не работают пафосные «системы» ERP парадигмы.
4.4 «Новая экономика» Гуглов и Фейсбуков.
Там тоже… Или — вы уже догадались?
Да, Цифровая Трансформация там исключительно во фронт-офисе: автоматической продаже рекламы.
А вот в бэк-офисе там не то, что как у всех. Там — много хуже, чем у всех.
Колоссальная рентабельность автоматического core business позволяет выдерживать управленческую некомпетентность куда большего масштаба, нежели способна вынести без банкротства традиционная корпорация в традиционной же отрасли.
Так, если в типовой компании % дармоедов можно оценочно положить порядка половины штата, то в Google и Facebook содержание дармоедов стремится к... 100%!
Детально ранее в «Бордель изнутри на примере Гугла и Фейсбука. О театре инноваций и % полезных сотрудников».
4.5 Чего то еще забыли, нет?
Подскажите обратной связью, разберем отдельно.
5. Обобщим.
5.1 Реальные успехи ЦТ обнаруживаются в некоторых отраслях, притом только в отдельных участках бизнес-процессов.
Полного успеха нет нигде.
5.2 Что общего между кейсами фрагментарного успеха?
Простота.
Точнее, — крайняя примитивность бизнес-процессов, которые вышло автоматизировать.
Что продажа онлайн-рекламы, что тарификация биллинговых систем, что алгоритмический трейдинг — плоская бизнес-логика описывается примитивными скриптами-сценариями, посильными способному школьнику.
А во всех остальных местах, где примитивного скрипта недостаточно, — никаких успехов и вовсе нету.
Более того, ожидать их и не следует.
6. Значит ли вышесказанное, что «все пропало»?
В рамках классической ERP-парадигмы — да.
Полноценная Цифровая Трансформация недостижима.
Решение системной проблемы всегда лежит за пределами системы.
Пароль — «диаспар».
Продолжение: «Цифровая Трансформация-3. Скрипач с поленом. Имеет ли значение ИТ-платформа?»
P.S. «Ничто не ново под луной».
Совершенно как сегодня, истерия про «Цифровую Трансформацию» наблюдалась аккурат перед концом Советского Союза.
Речь, безусловно, про «АСУчивание» 1980-х.
АСУ — автоматизированные системы управления.
Советский блoкчeйн, цифровизация, трансформация и Искусственный Интеллект — в одном флаконе.
Магический, то есть, наукообразный секрет уконтрапупления свободного капитализма США (один в один как сегодня Владимир Владимирович ожидает мирового господства от «Искусственного Интеллекта» им. Германа Оскаровича).
Советские ERP-системы запихивали и внучке, и жучке. «Партия сказала надо…».
Вкладывалась туча денег (которых тогда уже не было, кстати, особенно валюты).
Нанимали кучу около-ИТ-дармоедов.
Естественно, все это ни черта не работало (и не могло, как вы теперь уже понимаете), а только мешало в полезной деятельности советских трудящихся (гуглить фольклор про «асучивание»).
Скажете, мол, с тех пор 40 лет прошло, «прогресс и хайтек».
...O, sancta simplicitas!
Основная инновация в ERP-системах со времен Леонида Ильича — интерфейсы стали графическими, а не текстовыми.
Как думаете, полетит ли карго-самолет, свитый из лыка и бересты, если его... раскрасить еще красивее?
P.P.S. Характерно, что строго параллельно советской глупости «асучивания» за враждебным империалистическим океаном развивался кейс «роботизации» в General Motors.
Да, господа, и «цифровая трансформация», и «роботизация», и даже «Искусственный Интеллект» — все это панамы изобретения минимум полувековой давности.
Чем для СССР закончилось асучивание, все в курсе.
А отложенные последствия «роботизации» 1980-х привели General Motors к банкротству в 2009.
Так что, граждане-менеджеры, продолжаем трансформироваться!
Не задерживаем, говорим, очередь.